История советских ребризеров

В 1930-1931 гг. Е.М.Крепе, Ф.А.Шпакович и С.И.Прикладовицкий разработали макетный образец первого отечественного индивидуального спасательного аппарата (ИСА) для самостоятельного выхода подводников из затонувшей подводной лодки.

В 1931 г. к решению проблемы безопасного выхода из подводной лодки приступила группа врачей-физиологов лаборатории академика Л.А.Орбели, а позднее в группу вошли врачи Военно-медицинской академии С.П.Шистовский и В.Д.Кравчинский, главный врач ЭПРОНа К.А.Павловский, начальник учебно-тренировочной башни Учебного отряда подводного плавания И.П.Шабельский, его заместитель врач В.М.Плешаков, водолазные инструкторы Б.Е.Соколов, Б.А.Иванов, Л.Ф.Кобзарь, И.И.Выскребенцев и другие. Этой группой в 1932 г. был разработан первый отечественный индивидуальный спасательный аппарат “Э-1” (“ЭПРОН-1”), который стал изготавливаться в мастерских ЭПРОНа (рис. 27). Снаряжение непрерывно совершенствовалось, и к середине 1930-х годов была выпущена серия аппаратов вплоть до “Э-5”. Аппараты типа “Э” состояли из кислородного баллона, коробки с химпоглотителем, дыхательного мешка с травящим клапаном, клапанной коробки с клапанами вдоха и выдоха и двумя гофрированными трубками. При вдохе кислород из дыхательного мешка по трубке вдоха через клапан вдоха клапанной коробки поступает в легкие. Выдыхаемый газ через клапан выдоха и трубку выдоха попадает в патрон, заполненный химическим поглотителем известковым (ХП-И), где очищается от СО2, а затем – в дыхательный мешок. Пополнение кислорода в дыхательном мешке аппарата “Э-1” производилось вручную путем открытия вентиля кислородного баллона. Постепенно аппараты типа “Э” совершенствовались, ручная подача кислорода была заменена подачей с помощью байпаса, а затем в аппарате “Э-5” – также автоматической постоянной подачей.

В 1934 г. для проведения водолазных работ и спасения подводников был разработан и принят к эксплуатации гидрокомбинезон, полностью изолирующий тело водолаза от воды. Это сразу расширило возможности использования снаряжения с замкнутой схемой дыхания, позволило увеличить время работы водолаза под водой без риска переохлаждения, повысило безопасность самостоятельного спасения из подводной лодки, появилась возможность спусков в этом типе снаряжения в зимнее время. Кроме аппаратов типа “Э” были созданы новые аппараты ИПА-1 и ИПА-2 с резиновыми масками, изолирующими лицо водолаза от воды.

В 1936 г. появились новые, более совершенные конструкции снаряжения с замкнутой схемой дыхания: ВИА-1, ВИА-2 и ИПА-3. Были созданы также аппараты типа ВАП, ИПСА и ОСВОД.

Первый практический выход личного состава из погруженной подводной лодки был проведен с глубины 16 м 6 июля 1936 г. во время учени я на Тихоокеанском флоте под руководством капитана 1 ранга Г.Н.Холостякова. Руководил подготовкой и выходом подводников военврач 3 ранга Н.К.Кривошеенко, а в разработке метода выхода и режима декомпрессии приняли участие С.П.Шистовский и Б.Д.Кравчинский. Под их руководством в 1938 г. водолазы И.И.Выскребенцев, Б.А.Иванов, Н.Н.Солнцев и Б.Е.Соколов впервые произвели выход из подводной лодки по буйрепу через торпедный аппарат с глубины 40 м и через рубку с глубины 70 м. В 1939 г. Б.Д.Кравчинским и С.П.Шистовским было разработано “Временное наставление по выходу людей из затонувшей подводной лодки”.

В Военно-Морском Флоте (особенно на Черноморском флоте) стало быстро развиваться “легководолазное дело” – спуски с использованием снаряжения с замкнутой схемой дыхания. Водолазные аппараты стали применяться на надводных кораблях для осмотра подводной части кораблей и винтов, а также для работ в затопленных отсеках корабля. Снаряжение с замкнутой схемой дыхания нашло широкое применение и в народном хозяйстве, особенно на спасательных станциях.

В 1939 г. был принят на снабжение ВМФ гидрокомбинезон ТУ-1, имеющий шлем с очками. В этом же году был разработан один из лучших образцов автономных аппаратов изолирующий спасательный аппарат морской ИСА-М, на базе которого в 1943 г. была выпущена усовершенствованная модель – ИСА-МВ 

В 1948 г. был разработан и принят на снабжение ВМФ аппарат ИСА-М-48 (авторы С.Е.Буленков, А.Ф.Маурер и А.И.Солдатенков), обладавший хорошими техническими характеристиками и позволявший находиться под водой до 2 ч (рис. 28). В аппарате предусматривалась ручная подача кислорода в дыхательный мешок с помощью байпасам автоматически с помощью модифицированного кислородного редуктора.

В 1951 г. 40 ГосНИИ МО был разработан и принят на снабжение изолирующий дыхательный аппарат ИДА-51 с гидрокомбинезоном ГК-2, имеющим объемный шлем. Это снаряжение было предназначено для выхода из аварийной подводной лодки. В отличие от аппарата ИСАМ-48 в этом аппарате было 2 малолитражных баллона, из которых ОДИН заполнялся кислородом, а другой – 7 %-ной кислородно-гелиевой смесью (КГС). Регенеративный патрон заряжался не ХП-И, а веществом О-З, которое поглощает в выдыхаемой газовой смеси СО2 и выделяет О2. Наличие в аппарате баллона с КГС позволяло подводникам осуществлять выход с глубин до 200 м, а дыхание кислородом в аппарате требовалось для декомпрессии с глубины 25 м до поверхности. Переключение на дыхание кислородом производилось с помощью байпаса. Редуктор кислородного баллона обеспечивал непрерывную подачу кислорода в дыхательный мешок в течение всего времени использования аппарата. В модернизированном аппарате ИДА-51М вместо баллона с КГС использовался баллон с 25 %-ной КАГС (25 % кислорода, 60 % азота и 15 % гелия), а также дополнительный гелиевый баллон. Этот баллон с ручным пускателем не входил в комплект аппарата, а хранился на спасательных судах и должен был передаваться водолазами на аварийную подводную лодку.

Модернизированная версия аппарат ИДА-51М разработана в 1969 году. Работает по замкнутому циклу дыхания с регенерацией выдыхаемой человеком газовой смеси.
Аппарат предназначен для спасения членов экипажа аварийной подводной лодки с глубины до 200 метров.
В этом аппарате впервые для дыхания применена гелио-кислородная смесь и хим. вещество О3 для регенерации газовой смеси.

В 1957 г. было разработано регенеративное водолазное снаряжение с заспинным кислородным аппаратом ЛВИ-57 в магнитном и немагнитном вариантах. В снаряжение входили гидрокомбинезон ГК-1 с емкостями всплытия, нагрудный груз, свинцовые задники. В качестве теплозащитной одежды применялось шерстяное водолазное белье. Водолазный аппарат относится к категории изолирующих кислородных дыхательных аппаратов, основанных на регенерации выдоха воздуха с замкнутым циклом дыхания. Предназначен для выполнения различных водолазных работ на глубине до 20 метров в течение 4-6 часов при работе средней тяжести. Для заключения камер всплытия гидрокомбинезона в комплект аппарата включена специальная емкость, заполненная кислородом Наполнение при всплытии осуществляется вращением маховичка запорного крана. Аппарат выполнен с антимагнитным баллоном.