Рекреационные погружения
Table of Contents
В рекреационных дайвинге нет ни больших глубин с длительной декомпрессий, ни долгих проходов по пещерным ходам, всего того, что в сознании обычных людей ассоциируется с ребризер-дайвингом. Зачем ребризеры в рекреационном дайвинге, широкие массы дайверов (да и рекреационных инструкторов) не понимает, считая ребризеры в рекреации блажью, а то и просто «разводом лохов на деньги» злокозненными ассоциациями и отдельными еще более злокозненными инструкторами.
А между тем ребризер обеспечивает рекреационному дайверу удобства, комфорт и возможности, которые ему не может дать открытый цикл.
Рекреационные ребризер-дайверы погружающиеся ради наблюдения за подводными обитателями с восторгом говорят о том, что ребризер позволяет увидеть гораздо больше подводных обитателей, поскольку у ребризеров нет шума от выдыхаемых пузырей воздуха. Разница с аквалангом просто потрясающая! Как только под водой остаются только дайверы с ребризерами подводных обитателей вокруг, вдруг, становится в два раза больше и они подходят к дайверам вплотную! Это необыкновенные впечатления, которые вызывают массу эмоций даже у очень опытных дайверов. Только подумайте, дайверы едут на другой конец мира в разные культовые места (например, Галапагосы), что бы посмотреть уникальный подводный мир, но видят в два раза меньше из-за пузырей своих аквалангов, чем могли бы видеть, будь они с ребризерами. Естественно, что бы ребризер-дайверы выгоду, вся группа должна быть на ребризерах, а поблизости не было групп с пузырями.
Фотографы/видеоператоры снимающие морскую живность и использующие ребризер от него в восторге – нет необходимости задерживать дыхание, что бы объект съемки не испугался пузырей и не убежал от тебя. Можно подплывать и мелким рыбешкам и крупным животным вплотную!
Кроме того, группы, состоящие только рекреационных ребризер-дайверов могут гибче строить свой график погружений. Например, они легко могут делать двухчасовые дайвы на особо интересных сайтах не боясь перебрать азота.
Однако и в смешанных группах рекреационный ребризер-дайвер получает большие преимущества:
Во-первых, свойство ребризера обеспечивать маленький расход дыхательной смеси независимо от темпа дыхания дайвера оказывается очень удобным (особенно для новичков). Все мы в своей дайверской карьере прошли через душевные терзания от того, что наш расход воздуха из баллона гораздо больше расхода инструктора или гида. Мучительный стыд от того, что всю группу подняли из-за того, что у вас у первого кончился воздух. Всяческие ухищрения, что бы тратить воздуха поменьше. Некоторые несчастные (например, мужчины внушительных габаритов) вынуждены нести этот крест многие годы. Для новичка с ребризером ни чего этого не существует! Новичок с ребризером ни чем не уступает в этом отношении самому продвинутому гиду, а если гид всего лишь с обычным баллоном то и превосходит его.
Во-вторых, ребризер увеличивает бездекомпрессионный предел. Это важно для продвинутых рекреационных дайверов. Как обидно бывает приплыть к шикарному рэку или другому интересному объекту на 40 метрах и обнаружить, что до деки осталось меньше 5 минут. Электронный ребризер, за счет того, что он все время подает «лучшую смесь» для текущей глубины, увеличивает это время до бездекомпрессионного предела на глубине 40 метров с 5 до примерно 15 минут. Существенная разница! Уже есть время набраться впечатлениями.
В-третьих, ребризер уменьшает азотную усталость и обезвоживание за счет дыхания теплым, влажным найтроксом, а не холодным сухим воздухом, как в акваланге. Это тоже важное свойство для продвинутых дайверов. Мы знаем, как тяжело бывает выдержать темп погружений на сафри – четыре-пять погружений в день ведут к том, что все свободное время между дайвами и едой участники сафари спят. Ребризер-дайверы устают в гораздо меньшей степени – под водой они дышат натроксом с максимальным для данной глубины содержанием кислорода (а следовательно минимальным азота) и между дайвами они вполне бодры и набираются впечатлений от морских видов и веселого досуга.
Причины, по которой ребризеры недостаточно широко используются для рекреационных погружений:
- Более высокие затраты по сравнению с аппаратами открытого цикла как на этапе начального вложения средств, так и по цене единичного погружения.
- Ребризеру требуется тщательный уход и большое время на обслуживание и подготовку к погружению, чем снаряжению по открытому циклу.
- Созданный вокруг ребризеров ореол «опасных машин, убивающих без предупреждения».
Тем не менее, дайверы, которые уже попробовали совершать на ребризерах рекреационные погружения, полностью меняют свое мнение. Ребризеры могут изменить мировоззрение даже уже сформировавшегося дайвера. Погружения становятся продолжительнее, меняется отношение к глубине. После покупки ребризера дайверы проводят больше времени под водой. Ребризер стимулирует к погружениям. Дайверы осознают, что одно из главных преимуществ ребризера – это обеспечение большей безопасности: большее время и количество способов разрешения аварийной ситуации.
История рекреационного ребризер-дайвинга
Во второй части статьи мы говорили о техническом ребризер-дайвинге, который появился в 90-ые годы прошлого века вслед за появлением технического дайвинга вообще и в результате создания сначала дорогих, а затем и массовых моделей ребризеров для технического дайвинга.
Одновременно с техническим ребризерным-дайвингом развивался и рекреационный. Начать надо, наверное, с 1985 года, когда Дик Рутковски основал Международную Ассоциацию найтроксных дайверов (ANDI), задачей которой было обучение погружениям на найтроксе в рамках рекреационного дайвинга. Курс найтрокса – это основа для обучения ребризер-дайвера. Кроме того, долгое время все рекреационные ребризеры были aSCR (кто не помнит, что это, тем надо перечитать первую часть статьи). Это было время, когда найтрокс дайверов все считали психами, которые «играются жутким и опасным кислородом». Их не пускали на дайверские боты опасаясь, что они устроят пожар своими дьявольскими газами.
В 1991 г. Дик Рутковски пригласил возглавить Международную Ассоциацию найтроксных дайверов Тома Маунта, еще одного опытнейшего дайвера, специалиста по газовым смесям. В этом же году в названии Ассоциации появилось слово «технических», и так организация стала называться IANTD (Международная Ассоциация найтроксных и технических дайверов). И именно с этого момента IANTD начала проводить обучение во всех аспектах технических погружений, включая ребризер-дайвинг.
Главной особенностью линейки курсов IANTD было то, что обучится использованию ребризеров могли даже новички. Человек пройдя курс OWD мог сразу пройти курс найтрокса, а затем и ребризера. При этом ограничения по условиям погружений у него были точно такие же, как у обычного OWD, только он погружался не на открытом цикле, а на ребризере. Все дальнейшие уровни сертификации так же предполагали возможность выбора между аквалангом и ребризером.
Это был абсолютно правильный подход – чем раньше дайвер начнет нырять на ребризере, тем более безопасны будут его погружения, которые он будет совершать став техническим дайвером. Чем длительнее опыт, тем лучше. Те дайверы, которые начинаю использовать ребризер уже будучи техническими дайверам, находятся в зоне риска. Дело в том, что у них нет большого опыта использования ребризеров, зато есть желание побыстрее использовать новый аппарат для совершения еще более сложных погружений, чем они делали на открытом цикле (затем и покупали ребризер). Последовательное наращивание экспертизы – залог длинной и счастливой жизни. Попытка быстрее стать супер-дайвером совершающим мега-сложные погружения на ребризере (срезав дорогу к цели, там, где возможно и не возможно) часто заканчивается гибелью дайвера. Ниже обсудим этот отдельно.
В 1994 фирма Dräger представила полузамкнутый ребризер (aSCR) Atlantis I, который в 1998 году был заменен на близкий по конструкции Dolphin. Atlantis и Dolphin были сделаны на основе решений Dräger военных боевых пловцов и военных водолазов. Позже Dolphin был дополнен моделью Ray, специально сконструированной для рынка дайверов.
Десять лет просветительской работы привели к тому, что все ассоциации осознали полезность найтрокса. В 1996 году курс найтрокса ввела PADI и начала вколачивать его в дайвинг рынок, со свойственной для неё настойчивостью. Курсы по рекреационным ребризерам так же попытались сделать массовыми. Те, кто начинал ездить по миру в конце 90-х начале 2000-х помнят, что в эти времена, по крайней мере, один ребризер Dolphin был в каждом дайвцентре PADI.
Прочие производители тоже начали делать рекреационные полузамкнутые ребризеры. Можно вспомнить итальянский OMG Azimut, японский Grand Bleu Fieno и немецкий Submatix в версии aSCR.
В конце 2010 годов Dräger решил больше не поставлять Dolphin на дайверский рынок. Компания продолжает выпускать очень близкие к Dolphin аппараты, но только для нужд военных.
Возникавшая пауза в обучении рекреационных ребризер-дайверов была не долгой, ибо появился новый супер-герой рекреационного ребизер-дайвинга – Poseidon Cis-Lunar Discover Mk6.
Революция, которую сделал Poseidon Discovery Mk6
Первоначально этот аппарат проектировался… для постановки спелеологических рекордов по прохождению комбинированных пещер (пещер в которых сухие участки чередуются с затопленными сифонами).
Цели, которые хотели достичь разработчики Mk6:
- Возможность использования ребризеров людьми с минимальной дайверской подготовкой (Спелеологи не дайверы, они решают другие задачи, а при заброске в пещеру требуется много спелеологов начального уровня для перетаскивания снаряжения и припасов вглубь пещеры).
- Обеспечение безопасности силами самого аппарата, а не дайвера.
- Малая масса и габарит.
Когда аппарат был создан, оказалось, что это идеальная машина для обучения новичков и использования рекреационными дайверами.
В рекреационном ребризере Poseidon Cis-Lunar Mk6 Discovery сделано многое, что бы обеспечить безопасность дайвера:
- Автоматическая процедура рабочей проверки ребризера. Малейшее отклонение от нормы и ребризер не запустится перед погружением. У других ребризеров проверка проводится вручную и дайвер может не провести её / неправильно оценить её результаты.
- Постоянный (каждые две минуты) автоматический контроль состояние датчиков под водой (верификация). В других ребризерах дайвер может проверить датчики под водой путем ручных манипуляций с аппаратом. Обычно это делается однократно в течении погружения. Дайвер может не правильно интерпретировать результаты проверки, а многие ребризер-дайверы даже не знаю о необходимости такой проверки (не рассказали на курсах).
- Электронный контроль положения переключателя клапанной коробки.
- Электронные манометры.
- Постоянный автоматический контроль, автоматический интерпретация (т.е. распознавание аварийной ситуации – ребризере зашита целая база возможных вариантов аварий) и логирование множества данных о погружение (в том числе перечисленных выше). Ситуация когда дайвер может решить отключить аварийную сигнализацию в принципе не возможна.
- Плавное переключение сетпоинтов по S-кривой.
- Автоматическое включение аппарата в воде.
- Картриджи поглотителя с гарантированными свойствами.
- Отсутствие ручной подачи кислорода (были случаи когда дайверы гибли случайно нажимая стейджами на ручную подачу кислорода).
- Вибрирующий загубник, как сигнал о необходимости переключится на открытый цикл.
- Клапанная коробка с легочным автоматом, работающим как в закрытом, так и в открытом цикле.
- Сигнализация о превышении рекомендованных лимитов. При этом отключить такую сигнализацию невозможно. Можно только увеличить лимиты и только после прохождения соответствующих учебных курсов (без карточки не продадут нужную “интеллектуальную батарейку”).
- Сигнализация о времени прохождения технического обслуживания и отказ работать без его прохождения.
Многие ассоциации сразу оценили новинку и курсы по Мк6 в свою линейку. Причем те, ассоциации, кто прочувствовал идею Мк6 выделили курсы по нему в отдельную линейку. Скажем, PADI в 2011 году сделало две линейки курсов по ребриезерам:
- R – рекреационную
- Т – техническую
В России этот аппарат появился почти сразу – на Золотом дельфине-2010. Автор тогда так же оценил преимущества нового ребризера и приложил максимум усилий, что бы стать инструктором по этому аппарату, в том числе съездил в том же 2010 году в Швецию на фирму Poseidon для прохождения учебного курса.
Рис 006. Золотой дельфин – 2010. Автор впервые знакомится с Poseidon Cis-Lunar Mk6 Discovery. Откуда-то внезапно появились девушки. Впрочем, они у автора всегда появляются в таких случаях.
Рис 007. Автор во время своей первой поездки с использованием ребризеров Poseidon. Сербия. 2010 год.
Рис 008. Автор погружается в бассейне для тестов оборудования фирмы Poseidon. Гетеборг. Швеция. 2010 год.
Новая революция Poseidon Se7en+
В 2012 году появились сообщения о новом аппарате, который должен был обеспечить решения задач тримиксных погружений.
Не сразу сформировался окончательный облик, но в результате родился Se7en – переработанная версия Mk6, которая уже могла быть сконфигурирована для технических погружений, затем Se7en сменил Se7en+. Фактически Se7en+ совершили новый переворот в электронных ребризерах. Началось все с того, что в 2016 году было объявлено о выходе нового компьютера M28 и нового твердотельного цифрового датчика парциального давления кислорода (новейшая высокотехнологическая разработка!).
Твердотельный цифровой датчик парциального давления калибруется один-единственный раз на заводе, хранится и работает на порядок дольше, чем обычные аналоговые датчики. На выходе новый датчик имеет цифровой сигнал, т.е. подключается к шине Dive-By-Wire и работает совместно другими компонентами электроники. Кислородный датчик работает на принципе облучения красным светом люминисцентного покрытия, которое показывает кислородозависимое свечение в диапазоне ближней инфракрасной области спектра. Датчик рассчитан на 10 000 погружений без потери точности!!!! В Se7en+ можно использовать как обычные аналоговые так цифровые датчики. Цифровой датчик может стоять как внутри головы ребризера так и во внешнем холдере (который появился на Se7en).
Главное отличие Se7en+ от предыдущих модели Se7en это электронный модуль, способный непосредственно учитывать данные, полученные с твердотельного цифрового датчика. До этого твердотельный датчик можно было поставить в контур только в качестве третьего датчика и его данные обрабатывал только компьютер М28. Т.е. это было некое промежуточное решение. Se7en+ это уже полноценный ребризер на базе твердотельного датчика. Пока разработчики оставили возможность установки гальванических датчиков и для работы все так же нужны два гальванических аналоговых датчика: система обеспечения безопасности дайвера нуждается в максимальном консерватизме и переход от предыдущей системы производитель будет постепенно. В голову Se7en+ можно поставить:
- один твердотельный датчик;
- два твердотельных датчика;
- один твердотельный, один гальванический;
- два гальванических датчика (как было в предыдущих моделях).
Se7en+ получил так же апгрейд узлов для обеспечения долговечности: новый блок соленоидов, новый соединительный блок, позолоченные контакты аккумулятора. Нововведения связаны с повышением устойчивости материала соленоидов к воздействию агрессивных сред – например, соленой воды. Раньше основной причиной гарантийной замены соленоидного блока было окисление клапанов, из-за чего соленоид мог либо встать на постоянную подачу или не раскрыться, и аппарат не проходил тесты, и соответственно, не включался, защищая дайвера от небезопасного погружения. Сейчас материал более устойчив к окислению. Еще один узел, дополнительно защищенный от окисления в новой версии – это пины контакта с батарейкой. При попадании соленой воды и при прохождении тока могла произойти коррозия и в 7+ эту возможность исключили.
Отличие Se7en+ – новая архитектура распределительного блока, где электронные подсистемы, вроде HUD или дисплея, которым может служить как стандартный дисплей для бюджетной конфигурации Спорт, так и компьютер М28, входящий сейчас в стандартную комплектацию для рекреационных и технических погружений. Данная архитектура позволяет при выходе из строя любой части электроники, изолировать эту проблему и продолжить стабильную работу под водой. При прохождении тестов аппарат указывает на область возникшей проблемы и для запуска аппарата требуется ее решить, как это было и в предыдущей версии, однако сейчас это не сказывается на стабильности работы системы в целом. М28 может быть полностью интегрирован в Se7en. Все электронные модули ребризера Se7en соединены через единую шину данных Dive-By-Wire. Это является фишкой ребризеров нового поколения. Уже даже появились конкурирующие технологии (кроме Dive-By-Wire есть еще DiveCAN). Dive-By-Wire появился собственно еще на Mk6 Discovery, то там от его появление особо ни чего не менялось – электроника ребризера представляла собой замкнутое устройства единственный сменным модулем которого была интеллектуальная батарейка (так же работающая по Dive-By-Wire). На Se7en же появилась возможность снимать модули и заменять их другими. Можно снять хэдсет аппарата и поставить вместо него компьютер. При этом М28 будет показывать ту же информацию, что и хэндсет + много другой информации. М28 имеет инерциальную систему позиционирования. В нем есть твердотельные гироскопы, которые строят маршрут движения под водой с большой точностью. Совершенно незаменимая вещь, например, для ориентации в пещерах. Да и в открытой воде тоже пригодится. К сожалению, эта чудесная опция пока не активирована, но мы ждем и надеемся.
А может, выберем что-то попроще?
Автор использовал ребризеры Poseidon во многих потрясающих местах мира (Галапагосы, Багамы, Мьянма, Таиланд, пещеры бывшей Югославии).
Однако возникает вопрос, а всегда ли оправдано тащить с собой сложный и дорогой аппарат на другой конец мира. Можно ли получить выгоды, которую дает ребризер используя, что-то более простое чем чудо современной электроники? Автор считает, что отказ от aSCR как ребризеров для рекреационного дайвинга произошел несколько преждевременно. Особенно это касается дайверов из нашей страны (где средние абсолютные доходы в долларовом выражении ниже, чем в западных странах). Это мнение нашло отражение в проектах ребризеров ИДА Афалина и ИДА Астра, для который были подготовлены варианты конфигураций SEM (SCUBA Extension Module) – недорогое легкое и компактное дополнение к уже имеющемуся снаряжению дайвера, которое позволяло бы получать ребризер, который можно было бы легко взять с собой в поездку и который бы не требовал бы регулярной покупки датчиков.
Ребризер-дайвер идя на погружение глубже 18 метров берет с собой дублирующий стейдж на случай аварийной ситуации. В конфигурации SEM стейдж становится основным источником найтрокса для питания ребризера. При погружения в диапазоне до 30 метров, конфигурация SEM выигрывает в компактности, весе и цене перед более сложными ребризерами при этом сохраняя все преимущества их использования для рекреационного дайвинга.
Простые погружения
Говоря о простоте в ребризер-дайвинге нельзя не упомянуть простые погружения в местных водоемах с кислородными ребризерами. Ими занимаются три типа дайверов:
- Прагматики, выбирают кислородный ребризер, потому, что он может быть значительно дешевле и легче обычного комплекта баллон+регулятор+компенсатор. Их привлекает возможность обойтись без тяжелого и объемного компрессора для совершения многократных погружений, высокую скрытность погружения (быть незаметным для местного населения бывает очень полезным), а так же то, что на кислородном ребризере не наступает насыщение азотом, поэтому после погружения на ребризере можно нырять на задержке дыхания.
- Энтузиасты технического творчества увидели в кислородном ребризере идеальный объект для творчества.
- Коллекционеры и реконструкторы могут реализовать свои фантазии, воспользовавшись винтажными кислородными аппаратами и их репликами.
Простые погружения характеризуются использованием кислородных аппаратов для погружений на допустимую для этих аппаратов глубину. С учетом принятого в дайвинге ограничения парциального давления кислорода предел по глубине простых погружений – 6 метров.
Интерес к кислородным аппаратам у дайверов обусловлен следующими факторами:
- Кислородный ребризер максимально прост в освоении по сравнению с другими моделями ребризеров.
- Кислородный ребризер имеет минимальное количество аварийных ситуаций, которые легко распознать. Поскольку глубина простых погружений небольшая вовремя распознанная аварийная ситуация не представляет серьезной угрозы для дайвера.
- На территории России кислород для заправки ребризеров более доступен, чем найтрокс.
- При определенных условиях (неглубокий водоем, находящийся в отрыве от инфраструктуры дайвинг-центров) кислородный ребризер обеспечивает меньшую стоимость одного погружения, чем аппарат открытого цикла.
- Если в тех же условиях производится серия погружений (менее 10 раз), то ребризер выигрывает у комбинации акваланг + компрессор по объему и весу необходимого к перевозке оборудования.
- Погружения на кислородном ребризере возможно сочетать с практикой нырков на задержке дыхания, в то время как использование аппаратов открытого цикла на воздухе требует длительного время рассыщения после погружения до момента, когда можно будет снова совершать нырки на задержке дыхания.
- Кислородные ребризеры не пугают подводных обитателей и позволяют подойти к ним вплотную.
Отличительной особенностью дайверов совершающих простые погружения является высокий уровень энтузиазма в отношении ребризерных погружений и желание «перейти на следующий уровень сложности».
Упомянутую выше конфигурацию SCUBA Extension Module можно использовать для простых погружений. В этом случае она может быть еще компактнее – за счет использования баллона 1-2 литра.
Эволюционные пути развития ребризер-дайвера
Я всегда был сторонником последовательного обучения на ребризерах, когда человек не сразу получает eCCR, а последовательно учится и плавает на более простых аппаратах для того, что бы лучше понять принципы работы ребризера и получить навыки предугадывать действия ребризера и сразу выявлять неисправности.
Ребризеры серий ИДА Афалина и ИДА Астра изначально создавались как модульные обеспечивающие развитие конфигурации по мере роста потребностей дайвера. Однако тут есть нюанс, о котором я хочу, рассказать. Для понимания о чем речь, смотрим на схему.
Предположим, дайвер начал на кислородном ребризере с дюзой постоянной подачи, затем перешел на aSCR, затем на mCCR и потом как вершина прогресса на eCCR (левая цепочка стрелок).
Все бы хорошо, но тут некое обстоятельство, которое портит всю картину.
Для того, что бы дюза mCCR (да и по-хорошему aSCR) правильно работала, нужно иметь на кислороде/найтроксе изолированный редуктор (первую ступень регулятора). Т.е. такой редуктор должен иметь постоянное среднее давление на любой глубине. Более того, это давление должно быть достаточно высоким, что бы дюза могла стабильно работать на глубине (когда внешнее давление существенно выросло). И все равно на большой глубине можно выйти за пределы стабильной работы дюзы. Кроме того, на редуктор нужен предохранительный клапан, который бы срабатывал при давлении большем, чем установочное.
Изолированные редукторы показаны на схеме красной звездочкой.
Человек, который подсел на mCCR и ныряет на нем глубоко, достаточно много усилий прикладывает к получению правильного редуктора для mCCR и вот в момент перехода на eCCR оказывается, что эти усилия были напрасны. На eCCR нужен кислородный редуктор, наоборот, с пониженным установочным давлением (для снижения износа соленоида) и соответствующие предохранительные клапана.
Получается, что просто так переходить mCCR->eCCR (и обратно в случае поломок eCCR) не получится. Требуется еще переставлять редукторы.
Отсюда вывод. Если конечной целью не является eCCR (а является mCCR или aSCR), то лучше начинать на кислороднике с дюзой (левая цепочка стрелок).
Если же мы хотим относительно быстро прийти к eCCR, то наверное можно не заморачиваться по поводу дюзы совсем (правая цепочка стрелок) тогда мы можем взять кислородник без дюзы и от него перейти к mCCR так же без дюзы.
Это потребует чаще нажимать на кнопку на кислородном пульте, зато:
- даст навык поддержания постоянного парциального давления ориентируясь по плавучести;
- избавит от необходимости открывать кислород только перед входом в воду (с опасностью получить полуоткрутившийся редуктор с попаданием воды в арматуру и заливанием дюзы);
- удешевит используемые редукторы;
- позволит дублировать комплектом mCCR комплект eCCR (закрыл соленоид и продолжил серию погружений).
Дочитав до этого места, пытливый читатель, наверняка уже задал вопрос: «А в чем проблема сразу на Посейдоне учиться? Так сказать, не осваивая велосипед перед пересадкой на Мерседес?».
Прежде всего, надо отметить, что ребризеров Посейдон принципиально есть две конфигурации:
- рекреационная;
- техническая.
В рекреационных Посейднонах принципиально убрано все, чем дайвер может управлять неправильно, создавая угрозу себе.
Рекреационный ребризер не имеет пультов ручной подачи газов. Баллоны установлены так, что бы дайвер не мог манипулировать вентилями. Дайвер лишен какого-либо способа вмешаться в работу электроники. Зато электроника тщательно следит за работой ребризера (в том числе на этапе рабочей проверки ребризера) и действиями дайвера и в любой непонятной ситуации требует перейти на открытый цикл и начать всплытие.
В таком режиме дайвер-новичок находится в относительной безопасности, поскольку его небольшой опыт дополнен возможностями электроники по распознаванию опасной ситуации, а возможности навредить себе резко ограничены.
В этом отношении для дайвера-новичка рекреационный Поседон гораздо безопаснее большинства других электронных ребризеров, которые по умолчанию являются техническими.
Технический же ребризер характеризуется тем, что кроме автоматики у него есть и ручные режим работы.
Технический ребризер, можно сравнить с космическим кораблем, в котором большая часть управления осуществляется автоматически, но в случае аварийной ситуации надо брать управление на себя в вести корабль в ручном режиме.
Если перед полетом, у вас были многочисленные тренировки по ручному управлению, то вы справитесь. А вот если вы просто учились пользоваться только автоматикой, то ваше возвращение на Землю будет под большим вопросом.
Кроме ручного управления, так же следует научиться распознавать отказы ребризера без помощи электроники, на случай если электроника не сможет распознать этот отказ.
Лучшего способа, чем учиться, последовательно повышая сложность, придумать сложно.
Возвращаясь к аналогии с машиной и велосипедом. Я перед тем, как купить первую машину имел достаточно большой стаж езды по городу на велосипеде. Это значительно помогло сразу по многим пунктам. Я уже отлично разбирался в дорожном движении (причем, не по учебнику, а в реальной жизни), представлял схемы движения по улицам, умел контролировать ситуацию на дороге. При этом я учился этому не внутри железной коробочки, которая допускает некоторый физический контакт с окружающими предметами, а находясь целиком на улице и при этом, не имея возможности резко затормозить. Конечно, сама езда на велосипеде имеет определенный элемент небезопасности, но когда адекватный человек едет на велосипеде, то он чувствует, что существует определенная опасность и ведет себя соответственно. Новичок же внутри современного автомобиля, часто не чувствуют опасности, а в хорошей машине и скорость то не чувствуется (в отличие от советского автопрома).
Второй фактор, который следует принимать во внимание, это цена ребризера. Даже если взять тот же технический Посейдон и вместо родной электроники поставить электронику AV1CCR, то это значительно снизит стоимость аппарата.
Это будет как раз ребризер изображенный внизу нашей схемы.
Кроме того в модульных ребризерах мы имеет возможность, постепенно наращивать свой аппарат постепенно, это позволит начать плавать на ребризере потратив значительно меньшие деньги, чем если бы пришлось сразу покупать Посейдон.
ИДА Астра сделана как набор модульных решений. Пользователь может сам определять с какого уровня он хочет стартовать (в зависимость от количества денег) и к какому уровню прийти в итоге.
Если очень хочется можно в качестве конечной цели развития ребризеров ставить себе получения комплектного Посейдона с родной электроникой, но только придете вы к ней не сразу, а скажем через 3 года плавания на более простых и дешевых аппаратах.
Заключение
Автор очень надеется, что его рассказ о ребризерах основанный на личном опыте был полезен для читателей и готов выслушать отзывы, а так же ответить на вопросы, которые можно присылать на почту MukhinVB@yandex.ru